в итоговом номере журнала "Хлебопродукты" 12/2010

ЗАО «Волгохлебстроймонтаж» - генподрядная строительно-монтажная организация - является правоприемником управления, входившего в состав треста «Росзаготспецремстрой», созданного в начале 70-х годов для строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитально-восстановительного ремонта объектов элеваторной, мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности министерства  хлебопродуктов.

Деятельность предприятия многогранна: от предпроектных проработок, бизнес-плана  до сдачи объектов в эксплуатацию; от земляных до пуско-наладочных работ современного оборудования на законченном объекте.

Географически объекты строительства нашей организации разбросаны по всей стране от  Санкт-Петербурга до Анадыря, от Мурманска до Нальчика, Новороссийска; от Тюмени до Алтая, причем сотрудничества, как правило, многолетние.

Основными видами деятельности нашей организации являются

генподрядные работы по строительству, реконструкции , техперевооружению, а также работы по капитально-восстановительному ремонту предприятий      пищевой и перерабатывающей промышленности в том числе:

- монолитное строительство;

- усиление железобетонных конструкций;

- изготовление и монтаж металлических конструкций;

- монтаж технологического оборудования;

- наливные полы - с применением современных отечественных и              зарубежных   материалов;

- антиадгезионные покрытия;

- износостойкие покрытия;

- гидроизоляция.



Наряду со строительством, расширением и реконструкцией элеваторов, немалую роль играет – капитально-восстановительный ремонт существующих монолитных элеваторов, важнейшей задачей которого является восстановление стен силосов.

Наиболее распространенным ранее способом восстановления стен силосов являлся метод «скользящей опалубки». К недостаткам этого метода относится большая трудоемкость, довольно продолжительный период производства работ и относительно большая стоимость.

Нами накоплен богатый опыт, позволяющий в кратчайшие сроки, без остановки производства на самом элеваторе, восстанавливать несущую способность стен силосов любого сечения и высоты с гарантийными сроками их дальнейшей эксплуатации более 20 лет.

В непосредственной близости от ремонтируемого силосного корпуса монтируется компактная установка «Пневмобетон». После закрепления в местах ремонта новой арматурной сетки, с использованием этой установки восстанавливается бетонная поверхность силоса.

Методом «пневмобетон»  возможно восстановление воронок силосов и разрушенных железобетонных конструкций сборных и монолитных элеваторов, причальных стенок портовых сооружений, стен резервуарных сооружений.

При длительной эксплуатации существующих силосов из сборного железобетона происходит полная или частичная разгерметизация швов между отдельными элементами, что приводит к нежелательным последствиям, таких как протечка зерна из силоса в силос и образованию зерносмеси. Разгерметизация наружных швов приводит к попаданию атмосферных осадков, что приводит в свою очередь к увлажнению и самосогреванию зерна.  Поэтому одним из пунктов восстановительного ремонта является герметизация наружных и внутренних швов

Также, немаловажной задачей при восстановительном ремонте является гидроизоляция и защита от коррозии.

Применение новых отечественных разработок в области гидроизоляции позволяет эффективно справляться с герметизацией подземных галерей и других сооружений, подверженных проникновению влаги.

Нами с успехом применяется разработанный НИИ синтетического каучука им. Лебедева и фирмой «Октайл» материал «Амол» на основе эпоксидных компаундов.

Покрытия имеют красивый внешний вид и не требуют дополнительной отделки. Для предотвращения проникновения влаги в помещение, указанное покрытие может быть нанесено как на наружную, так и на внутреннюю поверхность, причем допускается нанесение гидроизолирующего слоя даже на стены и полы, имеющие большую влажность.

«Амол» очень эффективен при гидроизоляции уже существующих сооружений, особенно расположенных ниже уровня земли (насосные станции, приемные устройства авто и железнодорожного приема зерна, приемные бункера с башмаками норий), так как позволяет проводить работы изнутри, не вскрывая фундаменты снаружи.

Наряду с этим, как при строительстве, так и при восстановительном      ремонте, мы применяем современные антиадгезионные и износостойкие покрытия.

На предприятиях по хранению и переработке зерна для загрузки и разгрузки силосов, бункеров соединения между собой различных технологических и транспортирующих машин широко применяют стальные самотечные устройства.

Для их защиты от абразивного износа, нами используются покрытия по технологии фирмы «Агрополимер» господина Тухватулина М.М., состоящие из полиуретановых листов, закрепляемых во внутреннем пространстве самотека, что увеличивает срок службы последних в несколько раз, при этом  так же снижается травмируемость зерна.

Для предотвращения налипания сыпучих продуктов в мучных отлежных и заготовительных бункерах, мы предлагаем покрытие различных емкостей (бетонных, металлических) износостойкой пропиткой на основе однокомпонентного полиуретана, такое как «Rofoplast B.G.» производства немецкой фирмы «Реммерс».

Также для «быстрого» ремонта бетонных и железобетонных конструкций, нами успешно применяется новый материал фирмы «Реммерс» - «Betofix RM», раствор которого восстанавливает поверхностные дефекты бетона, железобетона и легкого бетона, защищает от коррозии стальную арматуру, что очень важно при ремонте стен силосов.

Научно – технический прогресс диктует определенные  требования и к современным производственным помещениям. В особенности это относится к полам, которые подвергаются механическим нагрузкам, связанным с производством, перемещением и хранением продукции и подвергается разрушающим химическим нагрузкам. Кроме того, полы должны соответствовать многочисленным функциональным требованиям, таким как беспыльность, токопроводимость, отсутствие скольжения, легкость в уборке, быть ремонтно-пригодными и соответствовать дизайнерским цветовым решениям.

Как правило, после непродолжительной эксплуатации на поверхности бетонных полов, выполненных по традиционной технологии, появляются трещины и выбоины. Поверхность быстро пачкается, замасливается, что затрудняет их уборку.

Комплексным решением конструкции полов является использование покрытий из полимерных композиций на основе эпоксидных, полиэфирных или полиуретановых составов. Долголетний опыт применения таких покрытий в большинстве стран показал их высокую долговечность надежность и удобство в эксплуатации.

Полимерные покрытия обладают  свойствами, соответствующие современным требованиям, предъявляемым к промышленным полам:

-      низкая истираемость (беспыльность);

-      высокая прочность на сжатие и удлинение;

-      химическая стойкость к заданной среде эксплуатации;

-      широкий диапазон температурной эксплуатации (от–30до +75 С).

Для отдельных производств, где повышенные требования к антистатике, полы могут быть выполнены в антистатическом варианте. Применением различных наполнителей достигается различная шероховатость (до R-14).

ЗАО «Волгохлебстроймонтаж» работы по применению полимерных покрытий пола проводит с 1992 года. Нами накоплен большой опыт работы с материалами для покрытия пола ряда немецких фирм.


Однако, основной деятельностью нашей организации кроме капитально-восстановительного ремонта является монолитное строительство элеваторов, мельниц, комбикормовых заводов и т.д.

Строительство хлебоприемных элеваторов, наделенных функциями перевалочных, в ближайшие годы возросло. Это объясняется тем, что объемы местных заготовок и поставок зерна из других областей резко меняются каждый год, что связано в первую очередь с климатическими условиями.

Между тем, заготовкой, хранением и переработкой зерна стало заниматься не только государство в лице Минсельхоза РФ, Росрезерва  и Объединения зерновой компании, но и предпринимателями, фермерами, частными зерноперерабатывающими и промышленными предприятиями.

Острая необходимость в строительстве элеваторов различной  вместимости для рассредоточения запасов зерна, приобрела актуальность. Такие элеваторы возможно строить как на новых площадках, и как правило это связано со значительными капиталовложениями, так и при расширении действующих зернохранилищ. Руководство страны в этом году было вынуждено признать дефицит зернохранилищ заготовительного назначения, итогом чего было решение о строительстве более ста элеваторов.


Элеваторы по конструктиву могут быть: монолитными железобетонными, сборными железобетонными и металлическими.

Рассмотрим один из вариантов – строительство металлических силосов.

В 1979 году было разработано два типовых проекта металлических силосов для хранения  зерна вместимостью 2.55 и 3 тыс. тонн. Металлический силос вместимостью 2.55тыс.тонн, диаметром 18м имеет высоту стен 11.9м. Стены силоса предусмотрено возводить методом рулонирования. Силосы располагают в один ряд с разрывами 3м. Вверху они соединены открытой конвейерной эстакадой с цепными транспортёрами, внизу – конвейерной галереей. Основная особенность металлического силоса вместимостью 3 тыс. тонн заключается в возведении стен методом навивки из стальной ленты шириной 495мм. Высота силоса 15м, диаметр 18м.

В настоящее время существует целый ряд отечественных и зарубежных фирм занимающихся производством металлических силосов в целом, которые могут поведать о своих достижениях в данной области. Однако, по нащему мнению,  существует ряд недостатков при строительстве металлических силосов.

Существенным недостатком является то, что под строительство металлических силосов требуется больше площади из-за их ограниченности высоты. Это обстоятельство отражается на компоновке и увязке силосов с другими сооружениями и с существующими технологическими линиями. Увеличение высоты металлических силосов связано с конструктивными сложностями по  обеспечению устойчивости стен, влекущих за собой увеличение стоимости  строительства и трудности в производстве работ.

Наиболее экономичное конструктивное решение плоского днища ведет к сложностям при разгрузке, а устройство воронок и подсилосного этажа увеличивает стоимость 1 тонны ёмкости. Использование плоского днища металлических силосов обуславливает устройство подземной проходной транспортёрной галереи. При наличии высокого условия грунтовых вод её эксплуатация затруднительна. При отсутствии обшивки или соответствующей обработки стен силосов температурный режим хранения зерна в металлических силосах неустойчив, на внутренней поверхности может появляться конденсат.

Несомненными проблемами также являются:  низкий коэффициент загрузки;  ограничение хранения зерновых культур по видам и качеству; нерациональное использование межсилосных объемов (так называемых звездочек).



Теперь рассмотрим следующий вариант – строительство железобетонных элеваторов.

Началом строительства железобетонных элеваторов в нашей стране приходится на 1926 год, когда был применён метод возведения стен силосов в скользящей опалубке в Эльхово на Северном Кавказе. Дальнейшее развитие монолитного и сборного элеваторостроения получило в 40-ые годы. Было признано, целесообразным, строить круглые силосы диаметром 6 м и квадратные размером не более чем 4х4м, как наиболее экономичные. Другие формы силосов не получили распространение из-за сложной конфигурации.

Высота железобетонных силосных корпусов определяется допустимой нагрузкой на грунт  под подошвой фундаментной плиты. Для типовых силосных корпусов принята высота силосов 30 м.

В практике наибольшее применение получил заготовительный элеватор ЛВ 4х175, у которого размеры силосов 4х4м. У него возведение конструкций в скользящей опалубке начинается непосредственно  от фундаментной плиты.

В 60-ых годах началось массовое строительство сборных силосных корпусов, а позже – полносборных  элеваторов. Самыми распространенными стали силосные корпуса:

а) типа «Купино» (СКР 3х3, СКС 3х3) с квадратными силосами;

б) типа «Болшево» с круглыми силосами диаметром 6 м;

в) полносборные элеваторы типа «Спицевка»;

г) элеваторы унифицированной конструкции с сеткой колонн 3х3 м.

История строительства сборных элеваторов со временем выявила их существенные недостатки.

Большая разбросанность объектов строительства по стране не позволяет создавать производственные базы по изготовлению сборных железобетонных элеваторных конструкций на месте строительства. Изготовление новой оснастки на действующих близлежащих заводах ЖБИ требует значительных дополнительных затрат, которые отразятся на увеличение цены изделий. Отпускная стоимость 1 м3  сборных элеваторных конструкций в 5-8 раз выше товарного бетона. Стоимость доставки изделий до объекта строительства составляет до половины отпускной стоимости самих конструкций. Поэтому, несмотря на то, что строительство сборных силосных корпусов, хотя и сокращает ресурсоёмкость, продолжительность, трудоёмкость строительства, стоимость   1 тонны вместимости сборного корпуса превышает в 1.5-2.5 раза монолитного. Кроме того, сборные корпуса требуют больше строительной площади. Это связано со складированием конструкций. В сборных силосных корпусах не решен вопрос водонепроницаемости швов, что сказывается на качественной  сохранности зерна.


По эксплуатационно-экономическим показателям силосные корпуса из монолитного железобетона имеют наилучшие показатели. Их сметная стоимость строительства наименьшая, условия хранения зерна наиболее благоприятные. Объёмно-планировочная компоновка и привязка силосного корпуса более гибкая, что позволяет использовать под их строительство площадки  различного размера. Монолитные конструкции более устойчивы к деформациям при осадках и крене. Они обеспечивают большую эксплуатационную надёжность. Операции с зерном исключают ручной труд. Площадь под строительство требуется меньшая. Сохранность зерна выше.

Мы считаем, что в настоящее время должно осуществляться строительство отдельных силосных корпусов или корпусов, совмещенных с рабочей башней. Причем, возведение таких объектов должно проводиться на территории  действующих предприятий, где имеются подъездные автомобильные и железнодорожные пути, инженерные коммуникации, приёмно-отпускные устройства,  очистительное и сушильное оборудование, весовое хозяйство. Это значительно удешевляет стоимость, сокращает сроки строительства, позволяет рациональнее использовать территорию предприятия, т.к. больших площадей под данное строительство не требуется.

Учитывая изложенное, хочется еще раз подчеркнуть

достоинства силосных корпусов из монолитного железобетона:

Сметная стоимость их строительства  наименьшая по отношению к сборному или к металлическому варианту  исполнения.

ü Наиболее благоприятные условия для приемки, подработки, хранения и отгрузки зерна. Возможность полной автоматизации процессов.

Возможность хранения в одном силосном корпусе различных по видам и качеству культур.

Объемно-планировочная компоновка и привязка силосного корпуса более гибкая, что позволяет использовать под их строительство площадки различного размера, в т.ч. для увеличения емкости существующих элеваторов.

Монолитные конструкции более устойчивые к деформациям при осадках и крене. Они обеспечивают большую эксплуатационную надежность.

Большая практика по возведению монолитных конструкций ЗАО «Волгохлебстроймонтаж», не раз убедила нас в мнении, что монолитный железобетон – это тот материал, который является основным для строительства современных элеваторов. Отсутствие дорогостоящей оснастки, разбросанность объектов строительства, не позволяющих созданию производственных баз по изготовлению сборных ж.бетонных конструкций для нужд элеваторостроения; эксплуатационные сложности в сборных силосных корпусах (водонепроницаемость, протечки зерна в швах) – это далеко не полный перечень аргументов, позволяющих утверждать актуальность строительства не только монолитных элеваторов, но и производственных корпусов мукомольных и комбикормовых заводов, в том числе силосов черных и отлежных закромов в складах бестарного хранения муки и отрубей, силосов в складах сырья и готовой продукции.


В заключение хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что для устойчивой работы зерноперерабатывающего предприятия, при дефиците  ёмкости в настоящее время целесообразнее, по нашему мнению, строить силосные корпуса из монолитного железобетона, как более перспективные,  рентабельные и надёжные в эксплуатации.

За монолитным элеваторостроением – наше будущее!



Доклад прочел

генеральный директор

ЗАО «Волгохлебстроймонтаж»                                        Вайнер И.А.

 
Rambler's Top100