Доклад на конференции 2018 года

ООО «Волгохлебстроймонтаж» — генподрядная строительно-монтажная организация — является правопреемником управления, созданного в начале 70-х годов для строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитально-восстановительного ремонта объектов элеваторной, мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности министерства хлебопродуктов.

Деятельность предприятия многогранна: от предпроектных проработок, бизнес-плана до сдачи объектов в эксплуатацию; от земляных до пуско-наладочных работ современного оборудования на законченном объекте.

Географически объекты строительства нашей организации разбросаны по всей стране от Санкт-Петербурга до Анадыря, от Мурманска до Нальчика, Новороссийска; от Тюмени до Алтая, причем сотрудничества, как правило, многолетние.

Тема сегодняшнего доклада — капитально — восстановительный ремонт бетонных элеваторов, как монолитных, так и выполненных из сборного железобетона, физический износ которых исключает или затрудняют их дальнейшую эксплуатацию. 

В настоящее время в нашей стране есть большое количество бетонных элеваторов, находящихся в аварийном состоянии, эксплуатируемых и не эксплуатируемых в настоящее время. При строительстве этого типа элеваторов планировался срок их работы 50-70 лет в зависимости от задач, стоящих перед зернохранилищем (хранение или производство) и, как следствие, оборота зерна. Во многих случаях этот срок либо уже прошел, либо наступит в ближайшее время.    Перед собственником возникает вопрос, что делать с таким активом, так как качественно и безопасно хранить в нем зерно не представляется возможным. Есть варианты сноса элеватора, с последующим строительством на этой площадке нового зернохранилища или все же произвести реконструкцию и вдохнуть в элеватор новую жизнь, используя при этом меньшие капитальные вложения, чем в первом случае.

Зачастую собственники зернохранилищ вкладывают средства в новые проекты, строят современные зернохранилища, но при этом экономят на обслуживании и ремонте существующих элеваторов. К сожалению, это приводит к плачевным последствиям. В последнее время стало известно сразу о нескольких случаев разрушения стен сборных силосов на разных предприятиях, огромная масса зерна высыпалась наружу, а элеватор естественно не может больше быть годным для эксплуатации. Такие аварии могут привести не только к разрушению зданий и потери большого количества элеваторных мощностей, но и к человеческим жертвам. 

Чтобы этого избежать мы предлагаем комплекс мер. Но первым делом следует разобраться что же является причиной для разрушения конструкций элеватора?

  1. Подходит к концу предусмотренное проектом время эксплуатации данного типа силосных корпусов.
  2. Во время эксплуатации данных сооружений периодически или постоянно нарушались режимы и схемы загрузки силосов.
  3. Отсутствие на протяжении ряда лет своевременных мероприятий по проведению ремонтных и профилактических работ
  4. Нарушения технологии производства работ при выполнении СМР.
  5. Проектные решения, введенные с целью экономии и рационализации, негативно сказавшиеся на надежности конструкции и на срок их эксплуатации. Привести пример Рязани

Характерными дефектами бетонных силосных корпусов с истекающим нормативным сроком эксплуатации являются:

  1. Трещины, разрушения и деформации конструкций фундамента.
  2. Трещины и разрушения конструкций колонн, балок и капителей подсилосного и надсилосного этажей.
  3. Образование трещин, в дальнейшем разрушение выпускных воронок силосов.
  4. Разрушение наружных и внутренних швов между элементами силосов сборного элеватора и разрушения бетонных стен монолитных элеваторов с нарушением герметичности, а иногда, и несущей способности стен.

Плиты покрытия, м/конструкции переходных галерей, ветровые связи. 

Часть дефектов возможно специалистам увидеть без применения специальных приборов и средств (подсилосный и надсилосные этажи). Но состояние силосов без детального обследования их внутри невозможно.

Зачастую внутрь силосов, кроме как во время зачистки, никто не попадает и тем более никто их детально не обследует, а об аварийном состоянии силоса становиться понятно, когда на нижний транспортер попадают обломки бетона. 

Вот только тогда и начинаем бить тревогу и говорить о необходимости проведения капитально — восстановительного ремонта силосов.

Господа, мне хотелось бы напомнить вам, что в прошлые годы государство, в лице Министерства хлебопродуктов, уделяло огромное значение этой проблеме. В третьем квартале очередного года принимались решения по поименному перечню элеваторов на которых в следующем году будут произведены капитально — восстановительные работы с указанием номенклатуры, объема работ и сроков их выполнения. Эти решения 
носили обязательный характер и строго контролировались.        

 Капитально — восстановительный ремонт силосов.    

В своем сообщении хочу остановиться на капитально — восстановительном ремонте стен силосов элеваторов. 

В результате многократной загрузки — выгрузке силосов зерном происходит физический износ здания, ухудшение технических и связанных с ними эксплуатационных показателей здания, вызванное объективными причинами. Стены воспринимают разнонаправленные нагрузки, в результате
которой в теле бетона в отдельных местах возникают  трещины, в основном вертикального направления.  Образование трещин также связано с наличием пересыпных окон, через которые происходит перетечка зерна, сопровождающаяся дополнительными нагрузками. Со временем трещины раскрываются и, зачастую, стена разламывается как внутри силосного корпуса, так и с наружной стороны. В  результате силосный корпус приобретает ограниченно — работоспособное техническое состояние или аварийное. Эксплуатация таких зданий и сооружений запрещена.

В данной ситуации владельцу предприятия с помощью специализированной организации необходимо произвести оценку технического состояния. Требуется установить степень повреждения и категории технического состояния строительных конструкций и сооружения в целом, обеспечить систему контроля за степенью и скоростью изменения технического состояния объекта и получить техническое заключение по обследованию силосного корпуса.

Следующий этап — это выполнение проекта по капитально-восстановительному ремонту силосного корпуса, т.е. разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих доведение эксплуатационных качеств конструкций, пришедших в ограниченно работоспособное состояние, до уровня их первоначального состояния. Это могу быть как мероприятия, связанные с капитально-восстановительным ремонтом, так и технологические мероприятия, вплоть до изменения конфигураций силосов, к примеру, превращение 9-ов в 3-ки.

Последний этап, самый ресурсоемкий – производство СМР по капитально-восстановительному ремонту элеватора. При этом следует понимать, что в первую очередь необходимо выполнить комплекс работ по ремонту фундаментов и конструкций подсилосного этажа и только после это приступать силосов элеватора.

Наша компания владеет самыми современными методиками по ремонту всех конструкций зернохранилищ, а именно:

  1. Фундаментная плита. Оценка состояния фундамента позволит исключить то, что причина разрушений каркаса здания заключается в аварийном состоянии фундамента.
  2. Колонны, балки, воронки силосов. Наша компания освоила современные методики усиления конструкций углекомпозитными материалами. Их характеристики на растяжение во много раз превышают привычные материалы. На месте образования трещин производится комплекс работ: наносится специальный полимерный состав на основе эпоксидного клея, к которому приклеиваются листы углекомпозитных материалов, следующим слоем полимера запечатывается углекомпозит, тем самым он защищается от абразивного износа. Далее поверх материала можно производить отделочные работы. Кроме этого, в некоторых случаях, когда разрушения носят более серьезный характер, проектом предусматривается усиление бетонных конструкций металлическими конструкциями (обоймами).
  3. Стены силосов.

Сборные элеваторы. Ремонт стен силосов сборных элеваторов делят на несколько этапов.

  • Проверка затяжки и наличия шпилек, соединяющих элементы силосов.
  • Ремонт швов соединения элементов стен специальным составом.
  • Ремонт трещин в элементах вышеперечисленным методом с углекомпозитом.

  • Восстановление недостающих элементов стен. Для этого в этом месте делается объемный арматурный каркас, повторяющий форму сога, собирается двухсторонняя опалубка, куда заливается специальная смесь, быстро набирающая прочность. При этом прочность восстановленных элементов в результате лабораторных исследований превосходит прочность заводских элементов.

  • Монолитные элеваторы. Ремонт стен силосов монолитных элеваторов делят на несколько этапов:
  • Ремонт трещин в элементах вышеперечисленным методом с углекомпозитом.
  • Восстановление разрушенных участков стен. Данная работа может проводиться как гильзованием всего силоса, методом торкретирования, когда внутри силоса формируется новая армированная бетонная обойма, так и локально таким же методом как восстанавливаются недостающие элементы сборного элеватора.
  • Надсилосный этаж и кровля. Попадающая через кровлю и плиты покрытия силосов атмосферная влага способствует разрушению конструкций элеватора и ухудшает качество хранения зерна в силосах. Поэтому одним из первых этапов капитально-восстановительных работ на элеваторе должно быть восстановление герметичности кровли и ограждающих конструкций.
  • Фасад. Нельзя также забывать и о фасаде элеватора, безусловно, он является лицом предприятия и виден издалека, создает впечатление о предприятии на котором он находится. Кроме этого, через разрушенные швы сборных элементов трещины в бетонной поверхности в силоса проникает влага, что пагубно вредит на хранящееся в них зерно. Наружный окраска стен силкорпусов и рабочего здания фасадными красками, имеющими водооталкивающие свойства, дополнительно способствуют сохранению дорогостоящих сооружений. 

Целью моего доклада являлось показать, что в большинстве случаев восстановить аварийное зернохранилище можно. Есть опыт, знания и реальные примеры того, как это можно сделать. Это в любом случае дешевле и быстрее, чем строить новое. Кроме того, практически все этапы капитально-восстановительного ремонта можно проводить без остановки предприятия.

Наша организация специализировалась на капитально-восстановительном ремонте и техническом перевооружении элеваторов с момента своего основания. И до сих пор мы производим эти работы, опыт производства этих работ передавался в нашей компании от более старших специалистов к молодым. К нашему опыту добавились современные материалы, которые позволяют быстрее и качественнее выполнять вышеуказанные работы.