ООО «Волгохлебстроймонтаж» — генподрядная строительно-монтажная организация — является правопреемником управления, созданного в начале 70-х годов для строительства, реконструкции, технического перевооружения, капитально-восстановительного ремонта объектов элеваторной, мукомольно-крупяной, комбикормовой промышленности министерства хлебопродуктов.
Деятельность предприятия многогранна: от предпроектных проработок, бизнес-плана до сдачи объектов в эксплуатацию; от земляных до пуско-наладочных работ современного оборудования на законченном объекте.
Географически объекты строительства нашей организации разбросаны по всей стране от Санкт-Петербурга до Анадыря, от Мурманска до Нальчика, Новороссийска; от Тюмени до Алтая, причем сотрудничества, как правило, многолетние.
Тема сегодняшнего доклада — капитально — восстановительный ремонт бетонных элеваторов, как монолитных, так и выполненных из сборного железобетона, физический износ которых исключает или затрудняют их дальнейшую эксплуатацию.
В настоящее время в нашей стране есть большое количество бетонных элеваторов, находящихся в аварийном состоянии, эксплуатируемых и не эксплуатируемых в настоящее время. При строительстве этого типа элеваторов планировался срок их работы 50-70 лет в зависимости от задач, стоящих перед зернохранилищем (хранение или производство) и, как следствие, оборота зерна. Во многих случаях этот срок либо уже прошел, либо наступит в ближайшее время. Перед собственником возникает вопрос, что делать с таким активом, так как качественно и безопасно хранить в нем зерно не представляется возможным. Есть варианты сноса элеватора, с последующим строительством на этой площадке нового зернохранилища или все же произвести реконструкцию и вдохнуть в элеватор новую жизнь, используя при этом меньшие капитальные вложения, чем в первом случае.
Зачастую собственники зернохранилищ вкладывают средства в новые проекты, строят современные зернохранилища, но при этом экономят на обслуживании и ремонте существующих элеваторов. К сожалению, это приводит к плачевным последствиям. В последнее время стало известно сразу о нескольких случаев разрушения стен сборных силосов на разных предприятиях, огромная масса зерна высыпалась наружу, а элеватор естественно не может больше быть годным для эксплуатации. Такие аварии могут привести не только к разрушению зданий и потери большого количества элеваторных мощностей, но и к человеческим жертвам.
Чтобы этого избежать мы предлагаем комплекс мер. Но первым делом следует разобраться что же является причиной для разрушения конструкций элеватора?
- Подходит к концу предусмотренное проектом время эксплуатации данного типа силосных корпусов.
- Во время эксплуатации данных сооружений периодически или постоянно нарушались режимы и схемы загрузки силосов.
- Отсутствие на протяжении ряда лет своевременных мероприятий по проведению ремонтных и профилактических работ
- Нарушения технологии производства работ при выполнении СМР.
- Проектные решения, введенные с целью экономии и рационализации, негативно сказавшиеся на надежности конструкции и на срок их эксплуатации. Привести пример Рязани
Характерными дефектами бетонных силосных корпусов с истекающим нормативным сроком эксплуатации являются:
- Трещины, разрушения и деформации конструкций фундамента.
- Трещины и разрушения конструкций колонн, балок и капителей подсилосного и надсилосного этажей.
- Образование трещин, в дальнейшем разрушение выпускных воронок силосов.
- Разрушение наружных и внутренних швов между элементами силосов сборного элеватора и разрушения бетонных стен монолитных элеваторов с нарушением герметичности, а иногда, и несущей способности стен.
Плиты покрытия, м/конструкции переходных галерей, ветровые связи.
Часть дефектов возможно специалистам увидеть без применения специальных приборов и средств (подсилосный и надсилосные этажи). Но состояние силосов без детального обследования их внутри невозможно.
Зачастую внутрь силосов, кроме как во время зачистки, никто не попадает и тем более никто их детально не обследует, а об аварийном состоянии силоса становиться понятно, когда на нижний транспортер попадают обломки бетона.
Вот только тогда и начинаем бить тревогу и говорить о необходимости проведения капитально — восстановительного ремонта силосов.
Господа, мне хотелось бы напомнить вам, что в прошлые годы государство, в лице Министерства хлебопродуктов, уделяло огромное значение этой проблеме. В третьем квартале очередного года принимались решения по поименному перечню элеваторов на которых в следующем году будут произведены капитально — восстановительные работы с указанием номенклатуры, объема работ и сроков их выполнения. Эти решения
носили обязательный характер и строго контролировались.
Капитально — восстановительный ремонт силосов.
В своем сообщении хочу остановиться на капитально — восстановительном ремонте стен силосов элеваторов.
В результате многократной загрузки — выгрузке силосов зерном происходит физический износ здания, ухудшение технических и связанных с ними эксплуатационных показателей здания, вызванное объективными причинами. Стены воспринимают разнонаправленные нагрузки, в результате
которой в теле бетона в отдельных местах возникают трещины, в основном вертикального направления. Образование трещин также связано с наличием пересыпных окон, через которые происходит перетечка зерна, сопровождающаяся дополнительными нагрузками. Со временем трещины раскрываются и, зачастую, стена разламывается как внутри силосного корпуса, так и с наружной стороны. В результате силосный корпус приобретает ограниченно — работоспособное техническое состояние или аварийное. Эксплуатация таких зданий и сооружений запрещена.
В данной ситуации владельцу предприятия с помощью специализированной организации необходимо произвести оценку технического состояния. Требуется установить степень повреждения и категории технического состояния строительных конструкций и сооружения в целом, обеспечить систему контроля за степенью и скоростью изменения технического состояния объекта и получить техническое заключение по обследованию силосного корпуса.
Следующий этап — это выполнение проекта по капитально-восстановительному ремонту силосного корпуса, т.е. разработка комплекса мероприятий, обеспечивающих доведение эксплуатационных качеств конструкций, пришедших в ограниченно работоспособное состояние, до уровня их первоначального состояния. Это могу быть как мероприятия, связанные с капитально-восстановительным ремонтом, так и технологические мероприятия, вплоть до изменения конфигураций силосов, к примеру, превращение 9-ов в 3-ки.
Последний этап, самый ресурсоемкий – производство СМР по капитально-восстановительному ремонту элеватора. При этом следует понимать, что в первую очередь необходимо выполнить комплекс работ по ремонту фундаментов и конструкций подсилосного этажа и только после это приступать силосов элеватора.
Наша компания владеет самыми современными методиками по ремонту всех конструкций зернохранилищ, а именно:
- Фундаментная плита. Оценка состояния фундамента позволит исключить то, что причина разрушений каркаса здания заключается в аварийном состоянии фундамента.
- Колонны, балки, воронки силосов. Наша компания освоила современные методики усиления конструкций углекомпозитными материалами. Их характеристики на растяжение во много раз превышают привычные материалы. На месте образования трещин производится комплекс работ: наносится специальный полимерный состав на основе эпоксидного клея, к которому приклеиваются листы углекомпозитных материалов, следующим слоем полимера запечатывается углекомпозит, тем самым он защищается от абразивного износа. Далее поверх материала можно производить отделочные работы. Кроме этого, в некоторых случаях, когда разрушения носят более серьезный характер, проектом предусматривается усиление бетонных конструкций металлическими конструкциями (обоймами).
- Стены силосов.
Сборные элеваторы. Ремонт стен силосов сборных элеваторов делят на несколько этапов.
- Проверка затяжки и наличия шпилек, соединяющих элементы силосов.
- Ремонт швов соединения элементов стен специальным составом.
- Ремонт трещин в элементах вышеперечисленным методом с углекомпозитом.
- Восстановление недостающих элементов стен. Для этого в этом месте делается объемный арматурный каркас, повторяющий форму сога, собирается двухсторонняя опалубка, куда заливается специальная смесь, быстро набирающая прочность. При этом прочность восстановленных элементов в результате лабораторных исследований превосходит прочность заводских элементов.
- Монолитные элеваторы. Ремонт стен силосов монолитных элеваторов делят на несколько этапов:
- Ремонт трещин в элементах вышеперечисленным методом с углекомпозитом.
- Восстановление разрушенных участков стен. Данная работа может проводиться как гильзованием всего силоса, методом торкретирования, когда внутри силоса формируется новая армированная бетонная обойма, так и локально таким же методом как восстанавливаются недостающие элементы сборного элеватора.
- Надсилосный этаж и кровля. Попадающая через кровлю и плиты покрытия силосов атмосферная влага способствует разрушению конструкций элеватора и ухудшает качество хранения зерна в силосах. Поэтому одним из первых этапов капитально-восстановительных работ на элеваторе должно быть восстановление герметичности кровли и ограждающих конструкций.
- Фасад. Нельзя также забывать и о фасаде элеватора, безусловно, он является лицом предприятия и виден издалека, создает впечатление о предприятии на котором он находится. Кроме этого, через разрушенные швы сборных элементов трещины в бетонной поверхности в силоса проникает влага, что пагубно вредит на хранящееся в них зерно. Наружный окраска стен силкорпусов и рабочего здания фасадными красками, имеющими водооталкивающие свойства, дополнительно способствуют сохранению дорогостоящих сооружений.
Целью моего доклада являлось показать, что в большинстве случаев восстановить аварийное зернохранилище можно. Есть опыт, знания и реальные примеры того, как это можно сделать. Это в любом случае дешевле и быстрее, чем строить новое. Кроме того, практически все этапы капитально-восстановительного ремонта можно проводить без остановки предприятия.
Наша организация специализировалась на капитально-восстановительном ремонте и техническом перевооружении элеваторов с момента своего основания. И до сих пор мы производим эти работы, опыт производства этих работ передавался в нашей компании от более старших специалистов к молодым. К нашему опыту добавились современные материалы, которые позволяют быстрее и качественнее выполнять вышеуказанные работы.